Чему учат экономические кризисы


21 декабря, 2018

Многие кризисы имеют общее явление — перегретый актив. Когда некая ценность вызывает ажиотажный спрос, она продается намного дороже своей реальной стоимости. Когда стоимость приближается к цифре, неприемлемой для потенциальных покупателей, рынок обрушивает цену. Желающих купить актив становится меньше, продавцы снижают планку, но это не помогает. Паническая распродажа приходит на смену ажиотажному спросу. Это продолжается до тех пор, пока цена не отскочит от дна и не пойдет вверх, но уже не такими темпами.

На турбулентных рынках можно заработать, но гораздо выше риск потерять все. Рассказываем, как это происходит на примере нескольких кризисов.

Тюльпанный кризис в Голландии 1636-1637 гг.


Это первый детально задокументированный экономический кризис. История проста: среди обычных тюльпанов стали появляться необычные цветы с пестрыми лепестками. Большинство оказывалось нежизнеспособным: цветы поражали вирусы, и выглядели они необычно как раз из-за этого. Однако в Голландии XVII века за особенными цветами развернулась настоящая охота.

Редкие луковицы превратились в выгодный актив: цена одной многократно превышала годовой заработок ремесленника. Среди покупателей были цветоводы-профессионалы, собиратели искусства, инвесторы, которые планировали на цветах заработать.

Очевидно, что зимой тюльпаны не растут. Тогда предприимчивые цветоводы начали продавать тот урожай, который только собирались вырастить в сезон. Заключалась сделка с такими условиями: продавец обещал к весне поставить товар, а покупатель обязался товар выкупить. Цену определяли до поставки, в момент заключения сделки.

Этим обязательством, подписанным сторонами, можно было торговать не менее успешно, чем самими тюльпанами. Цены на такую бумагу активно подогревали слухами спекулянты и обещаниями, что скоро цветком заинтересуются все, а цены вырастут многократно.

Так устроена торговля фьючерсами: инвестор покупает не актив, а обязательство на его покупку или продажу в будущем, но по текущей рыночной цене. Именно во время тюльпанного кризиса фьючерсная торговля оформилась как явление.

Перегретый актив уже весной 1637 года обвалился. Почему — вопрос по сей день дискуссионный. Вероятно, сработала невидимая рука рынка: луковиц вырастало меньше запланированного, контракты не исполнялись. Их перестали покупать — и тогда начались панические распродажи. Физические луковицы подешевели в 20 раз, а фьючерсы и вовсе утратили ликвидность, приведя к банкротству большинство участников торгов.

Через два года, когда было пройдено психологическое дно, рынок снова вырос, хотя и не до показателей 1636 года. Тюльпаны стали продавать по справедливой рыночной цене, без ажиотажного спроса и панических распродаж. Затем цены на тюльпаны плавно снизились, больше не вызывая катастрофических последствий для участников торгов.

Больные, но некогда ценные тюльпаны через несколько поколений вымерли. А история получила первый детально задокументированный биржевой пузырь. Имена тех, кто сколотил состояния на спекуляциях с тюльпанами, до наших дней не дошли. Однако вывод напрашивается сам собой: заработали те, кто смог вовремя остановиться и выйти из игры как раз в тот момент, когда цена на луковицы и фьючерсы росла или уже была максимально высокой. Тюльпановым дельцам повезло: они успели продать перегретый актив до обвала рынка.

Черный четверг 24 октября 1929 года, США


О причинах этого кризиса экономисты спорят до сих пор. Однако крах на биржах, который ему предшествовал, развивался по тем же законам, что и тюльпанный кризис в Голландии.

В 1920-е годы экономика США переживала экономический бум после Первой мировой войны: росло производство и рыночная капитализация компаний. Государственная политика поощряла крупный бизнес, активно формировалось общество потребления. Параллельно с этим дешевели кредиты, позволяя гражданам с невысоким доходом получить крупные суммы. Это привело к тому, что масса американцев стала спекулятивно торговать ценными бумагами.

Спрос на акции поднимал цены, рост цен привлекал новых инвесторов, цены снова росли, и в спекулятивную торговлю вовлекалось еще больше инвесторов. Акции покупались намного дороже их справедливой рыночной цены, зачастую в кредит. Тогда широкое распространение получили маржинальные займы, которые используются и по сей день: инвестор привлекал кредитное плечо для торговли. Это позволяло оперировать суммами, в несколько раз большими, чем собственный капитал. Прибыль от сделок с таким инструментом возрастает, но растут и риски: при убыточных сделках расчеты с кредитором могут уничтожить весь капитал инвестора за одну-две операции.

Из-за ажиотажного спроса и использования кредитов стоимость бумаг компаний перестала коррелировать с их реальной капитализацией. Цена акций росла только благодаря энтузиазму инвесторов. Это привело к образованию биржевого пузыря, как и в случае с голландскими тюльпанами. Он лопнул в Черный четверг 24 октября 1929 года. В тот день сразу несколько брокеров одновременно потребовали расчета по маржинальным займам. Чтобы расплатиться, инвесторы стали продавать акции, что привело к снижению их цены. Началась паника: бумаги стали массово распродавать за любые деньги, лишь бы не потерять все.

Фондовый рынок потерял примерно 40% капитализации или 30 миллиардов долларов. Это примерно 175 грузовых самолетов, наполненных наличными.

С Черного четверга началась Великая депрессия — экономический шок, который США, а затем и весь мир, переживал несколько лет. После этого кризиса, в 1932 году в США появилась Комиссия по ценным бумагам и биржам, призванная не допустить повторения биржевого краха. Регулятор следит за выпуском и обращением ценных бумаг, не позволяет совершать сделки, которые существенно повлияют на уровень цен и не допускает злоупотреблений на рынке. Сейчас такой орган есть в каждой стране, где работает хоть одна биржа.

Однако и в эти отчаянные для экономики времена можно было сколотить состояние. Одним из таких счастливчиков стал юрист Флойд Боствик Одлум. Накануне кризиса он успел вывести большую часть своего капитала из акций в валюту. После обвала Одлум скупал доли в компаниях за бесценок, и, когда акции снова стали расти, оказался в десятке богатейших людей Америки.

Выгоду извлек и Советский Союз, внушительная часть индустриализации которого базировалась на подешевевших американских технологиях и специалистах из Европы, которые спасались от кризиса и иммигрировали в СССР.

Черный понедельник 1987 год, США


19 октября 1987 года без видимых причин произошло самое большое в истории падение индекса Доу-Джонса — показателя стоимости 30 крупнейших компаний США. И это после бурного роста на протяжении нескольких лет. Цепная реакция охватила весь земной шар, и через несколько дней фондовые биржи Австралии потеряли 41,8%, Гонконгские биржи — 45,8%, Канадские — 22,5%, а в Великобритании падение достигло 26,4%. Интересно, что от мирового финансового кризиса тогда спасла низкая мощность компьютеров. Сделки проходили в автоматическом режиме, их исполняли биржевые терминалы. При попытке панической распродажи, системы попросту зависли от количества заявок и притормозили обвал цен.

Версии произошедшего обсуждаются до сих пор. Одна из главных — автоматизация биржи. Заявки выставляли роботы и исполняли они же, что привело к слишком большому количеству операций и зависанию системы.

Несмотря на шоковое падение индексов, фондовые рынки восстановились сравнительно быстро — за пару лет, а реальная экономика почти не получила ущерб. Главный урок, который вынесли тогда биржевые регуляторы — торги нужно приостанавливать, если рынок слишком сильно расшатывается. То, что в 1987 сделал компьютерный сбой, сегодня – часть биржевой практики. При возникновении ажиотажного спроса или резкой распродажи торги останавливаются на несколько минут. Это не позволяет бумагам резко изменять свою стоимость.

Обвал доткомов 2000 год, США


10 марта 2000 года индекс NASDAQ (биржи, которая специализируется на акциях высокотехнологичных компаний) достиг своего исторического максимума в 5132 пункта и почти сразу устремился вниз. Доткомами называли хайтек-компании, ориентированные на интернет-бизнес, например, Google или Amazon. Само название произошло от английского .com, дот-ком или точка-ком, названия популярного среди коммерческих компаний домена. В начале 2000-х инвесторы воспринимали «дот-комность» или интернет-ориентированность компаний как показатель перспективности — и массово скупали бумаги этих компаний. Но массовый ажиотаж не был подкреплен ничем реальным: большинство бизнес-моделей высокотехнологичных компаний оказались нежизнеспособны. В итоге рынок, считавшийся сверхперспективным, оказался перегрет. Высокотехнологичным компаниям удалось вернуть доверие рынка лишь через несколько лет.

Волна банкротств IT-компаний существенно очистила рынок от слабых игроков, а раздутая до него стоимость акций на бирже NASDAQ вернулась к реальным показателям рыночной капитализации предприятий. Самыми крупными жертвами краха доткомов стали телекоммуникационные провайдеры NorthPoint Communications Group, Global Crossing, Covad Communications Group, а банкротство WorldCom и вовсе стало третьим по размаху в истории США. В то же время пережившие кризис компании, к примеру, Amazon, eBay и Goggle, сейчас занимают лидирующие позиции на рынке.


Ссылка на источник  

Материалы по теме


Торговый терминал QUIK. Краткое пособие
Торговый терминал QUIK. Краткое пособие

Quik – разработка новосибирской компании ARQA Technologies для торговли на российских и международных биржах. Функционал программы очень велик...

Десять ошибок начинающего трейдера
Десять ошибок начинающего трейдера

1. Торговля без плана Подавляющее большинство начинающих трейдеров начинают торговлю на фондовом рынке без плана. Вне зависимости то того, хотите...

Как оценить доходность акций по ROE
Как оценить доходность акций по ROE

Чтобы оценить потенциальную доходность акций на время отвлечемся от рыночных котировок и сосредоточимся на фундаментальной составляющей...


В чем сила сложного процента?
В чем сила сложного процента?

Сложный процент позволяет зарабатывать на получении процента не только от начальной суммы, но также от процентных накоплений, начисленных ранее....

Суть подхода и критерии отбора акций
Суть подхода и критерии отбора акций

«Инвестор – это реалист, который покупает у пессимистов и продает оптимистам» – Бенджамин Грэм. История Бенджамин...

Что на самом деле влияет на цену акции
Что на самом деле влияет на цену акции

«Стоимость ценной бумаги определяется мнением людей» – Джон Мейнард Кейнс. Легенда экономики, лауреат многочисленных...