Сколько экспорта из России «переварит» главная азиатская экономика

7 апреля 2022   АТОН

Китайский рынок огромен - ВВП страны за 2021 вырос до $17,7 трлн. На фоне потери европейских и американского рынков переориентация экспорта на Китай и другие азиатские страны выглядит логичным ходом для многих российских поставщиков. Но нужно ли Китаю столько российского сырья? Китай — крупнейший потребитель по многим видам сырья: на него приходится больше 50% общемирового потребления стали, никеля, меди. Но одновременно в Китае настолько мощное собственное производство, что в среднем страна импортирует только 20–25% того, что ему нужно из сырьевых товаров.

По большинству металлов, которые экспортируются из России, Китай является нетто-импортером. Но легко поглотить российские объемы, которые до недавнего времени шли в Европу и США, Китай сможет только по двум видам сырья — железной руде и меди. Их Китай закупает в колоссальном количестве, и весь российский экспорт — 1% и 7% от объема китайского импорта соответственно.

По стали все существенно сложнее: те объемы, которые идут из России в «недружественные государства» (около 10 млн тонн) — это 70% всего импорта Китая. Российский алюминий — это по объему почти 100% импорта в Китай, никель — 30%, уголь — 40%. Чтобы поглотить такие объемы из России, нужно будет отвернуться практически от всех поставщиков, а это, если и произойдет, скорее всего приведет к дополнительному снижению цен реализации.

Нельзя исключить роста импорта со стороны Поднебесной — например, для достижения целей по снижению уровней выбросов внутри страны

Выгодно ли российским поставщикам переключаться на работу с Азией и, в частности, Китаем с точки зрения цен?

Цветные металлы здесь торгуются с премией к европейским котировкам. Так называемая китайская премия на никель и алюминий связана с тем, что в стране физический недостаток металла. Так что по этим металлам переориентация каких-то объемов с точки зрения ценовой конъюнктуры выглядит выигрышной. Сталь же, напротив, исторически торгуется в Шанхае с дисконтом к европейским и черноморским ценам, и за последний год дисконт вырос.

Наконец, мы посмотрели на ситуацию с точки зрения логистики. Расстояние от Москвы до Китая составляет 5 360 км против 1 860 км до Германии, так что траспортные издержки при переориентации из Европы в Азию будут выше. Но учитывая многочисленные логистические трудности, с которыми сейчас сталкиваются компании, вряд ли можно точно оценить, как повлияет переориентация на азиатские рынки на транспортные расходы.

Объективные проблемы с логистикой есть: нехватка контейнеров и судов в портах, а также дорожающий фрахт — все это привело к тому, что стоимость транспортировки подскочила. Рассматриваются альтернативные пути, но пока очевидных ключей к решению проблемы нет. Основная дополнительная нагрузка может лечь на РЖД, которые и так были перегружены в этом направлении. Так что рост расходов на транспортировку и сложности с отрузкой практически неминуемы. 24% — на столько по сравнению с прошлым годом увеличился объем контейнерных грузовых перевозок через БАМ и Транссиб в марте

Что говорят металлургические компании?

Из металлургов тяжелее всего ситуация сейчас складывается у производителей стали: последние пакеты санкций затронули крупнейших акционеров компаний, соответственно, компании, хотя и сами не попали в SDN-лист, но столкнулись с рядом серьезных проблем. Основная из них — невозможность проводить платежи в валюте. Это ударило по экспортным поставкам даже сильнее, чем необходимость уходить с европейского рынка и спешно переориентироваться на другие страны.

Компании пытаются выйти из-под санкций, но в скорое завершение этой истории верится с трудом: Русалу в свое время для этого пришлось получить одобрение на уровне Сената США. Более простым способом могло бы быть изменение валюты платежей — например, на китайский юань.

К сегодняшнему дню избежать этих проблем смог НЛМК: возможно, санкции ЕС и США не затронули компанию из-за наличия прокатной мощности в США и Европе, которые пострадали бы из-за ограничительных мер. Соответственно, сейчас НЛМК имеет наименьшие сложности с поставками своих полуфабрикатов в Европу и с проведением платежей. Есть надежда, что увеличение экспортных поставок НЛМК немного освободит место на «тесном» российском рынке.

На внутреннем рынке спрос на сталь продолжает угасать: застройщики не спешат браться за новые проекты, заканчивая текущие. Ведущие аналитические агентства по рынку стали прогнозируют, что объем спроса на сталь в России упадет сильно больше 10% в этом году — это более-менее совпадает с ожиданиями участников рынка и похоже на умеренно-негативный сценарий. Ситуация может улучшиться, если правительство займется стимулированием строительного сектора — например, с помощью снижения процентной ставки и новых крупных инфраструктурных проектов.

Сложности с продажами пока не сильно затронули производство компаний — загрузка остается близкой к полной. Этому способствуют низкие запасы на складах и отсутствие существенной долговой нагрузки. Вероятно, во втором квартале мы увидим рост оборотного капитала, а затем, по мере восстановления логистических цепочек, он начнет снижаться.

Что с нефтью?

Китай — это еще и огромный рынок нефти: объем ввоза «черного золота» составляет более 500 млн тонн в год, что в 5 раз превышает весь экспорт из России. Если посмотреть на российский экспорт в целом, то отгрузка нефти продолжается, хотя и не на 100% — проблемы есть, но они постепенно решаются. По словам Транснефти, в апреле ожидается 15% рост отгрузки в портах. Дисконт на российскую марку Urals остается в размере 30 долл. на баррель и то, сколько он продлится зависит от того, сколько продлится обострение в геополитике.

Компании с иностранными трейдерами сейчас находятся в более выгодном положении, в частности, ЛУКОЙЛ (модель продаж этой компании построена через собственного трейдера, зарегистрированного в Швейцарии).

Кто в выигрыше?

Среди российских сырьевых компаний мы подтверждаем свое предпочтение Норникелю и Лукойлу. Норникель — очень крупный игрок на глобальном рынке палладия (40% от мирового производства) и высококачественного никеля (20%). Этот фактор, с нашей точки зрения, делает компанию менее подверженной санкционным рискам. Лукойл выглядит привлекательнее других нефтегазовых компаний из-за выстроенной схемы продаж через трейдинговую «дочку», а также благодаря тому, что контролирующим акционером является не государство.

Кроме того, нам нравится Фосагро из-за глобальных продовольственных рисков, а также Алроса из-за дефицита на рынке алмазов, который стал появляться еще до начала кризиса.

Источник  

Рекомендованные материалы по теме



Рейтинг Брокеров

Все брокеры

Отзывы о Брокерах

Для меня это как был Нефтепромбанк, так и есть по сей день хотя 2024 в углу экрана монитора:)) . От названия оставили аббривиатуру NPBFX на...

Zibberman   23 апр 2024   NPBFX


Начал недавно сотрудничать с этим брокером , уже вложил порядка 4 тысяч долларов , но всё равно есть какое-то недоверие почему-то , иногда кажется...

Mary   20 апр 2024   AGlobalTrade


Брокер однозначно дает фору многим отечественным брокерским компаниям. Одна возможность торговать на рынках США чего стоит. Как ни крути, а...

Илья   16 апр 2024   ФИНАМ


Лично меня очень порадовало, что технически составляющая брокера не расходится с их рекламными лозунгами. Занимаюсь продажей торговых советников и...

Pips Master   1 апр 2024   NPBFX


Только со временем я пришел к мысли, что трейдинг это увы не про быстрый заработок, а скорее всего про финансовую свободу в будущем и на длительном...

Серафим Многодетный   24 мар 2024   AGlobalTrade


Выскажусь здесь за их конкурс. Суперский просто! Я в конце прошлого года занял пятое место и брокер начислил мне 150 долларов на торговый счет. Этими...

Иван   22 мар 2024   NPBFX


Добрый день.Торгую в Cauvocapital две недели. Есть небольшие замечания. Скажите, у меня у одного вызывает недопонимание работа с аналитиком? Нет, он...

Максим Р.   10 мар 2024   Cauvo Capital


Отзывы о Брокерах